Интернет магазин производителя бондарных изделий
8 (495) 967-50-52 ежедневно с 8:00 до 23:00

БОЧКИ, КАДКИ, ВИНО - ВСЕ ТАЙНЫ ИЗ ПРОШЛОГО! ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНО

Страницы: 1
RSS
БОЧКИ, КАДКИ, ВИНО - ВСЕ ТАЙНЫ ИЗ ПРОШЛОГО! ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНО, Небольшой экскурс в историю о том, когда начали использовать бочки и кадки.
 
Дуб – один из древнейших на земле родов деревьев семейства буковых. Сегодня уже по – новому можно оценить свойства его древесины, максимально раскрыть ее роль в формировании различных видов алкогольной продукции.
    Дубу, как винограду и вину, отводится значимое место в эллинской и древне - римской мифологии, где он посвящается Зевсу, а потом – Юпитеру. Это дерево тесно связано с историей человечества и, как следствие, с историей виноделия. В Европе, и особенно в средневековой Франции, дуб считался символом справедливости. На Руси он ассоциировался с понятиями мужества, силы и стойкости. Биологические особенности этого дерева издавна обеспечивали ему широкое применение: человек с древних времен использовал практически целиком все дерево (древесину, кору, желуди) при производстве и хранении пищевых продуктов, а также в лечебных целях. При этом часто использовали дуб в технологических процессах, связанных с виноделием. Так, кора древесины и чернильный орешек дуба богаты танинами, необходимыми для дубления кож, предназначаемых при изготовлении кожаных бурдюков для перевозки вина. Древесина же использовалась в бочарном производстве.


     К дубовой бочке в виноделии пришли эмпирически. Для транспортировки и хранения вин дерево вошло в обиход относительно поздно.
     На самом деле, происхождение бочки дубовой гораздо более древнее, и его корни, по-видимому, следует искать в Малой Азии. Деревянная бочка упоминается Гомером в «Илиаде», следовательно, родилась бочка деревянная задолго до VIII века до н.э., но в те времена бочки для вина не использовались. Вино тогда делалось в кувшинах, а перевозилось в кожаных бурдюках.  С развитием торговли амфора вытеснила кожу. Только в конце V века до н.э. обнаруживаются следы использования деревянных бочек для перевозки вин из долины в Рим (Дюмэ, 1977).

     За исключением греческой колонии Массалии кельтская Галлия (в настоящее время – территория Франции) тогда еще не была винодельческой областью. Галлы были большими любителями средиземноморских вин и особенно пива. Умелые плотники и мастера ковки, вполне вероятно, делали бочки для пива из местного дерева. Когда Галлия вошла в состав Римской империи (1 век до н.э.), римские негоцианты еще перевозили свои вина в амфорах. Время перехода от сосуда из глины к винным бочкам остается неустановленным. Считается, что это могла произойти после появления виноградников на юге Галлии и зарождения местной торговли (1 век до н.э.) Галльские вина поступают и в римскую Италию, и на север, и в Бретань. В это время с развитием торговых связей тяжелые дорогие и хрупкие амфоры постепенно вытесняются дубовыми бочками. В 1-2 вв. н.э. бочки проникли вместе с галльским вином через Массалию (Марсель) в Рим, а затем уже распространились дальше.

     Начиная с раннего средневековья, основной тарой для виноделов становится дубовая бочка. В некоторых странах из-за недостатка дуба бочонки делали из каштана, акации, бука, ели, сосны. Но только дубовая  древесина достаточно прочна, хорошо поддается обработке, обладает пористостью, необходимой для проникновения воздуха в вино, не сообщая вину никаких неприятных запахов и привкусов.

Возникновению виноделия, его распространению и развитию посвящено много вымышленных и реальных историй, легенд и сказаний. Вино, как и виноград, вошло в фольклор многих народов, нашло свое место в празднествах и обрядах, в поэзии и музыке.
       Тысячелетия назад Вавилонские врачи включали вино в состав лекарства для выведения шлаков из организма. Жрецы Древнего Египта, монахи Тибета, врачи античного мира и народные целители часто вводили вино в состав многокомпонентных лекарств. Бог врачевания греческой мифологии Асклепий, воскрешавший даже мертвых, был первым, кто дал больному греку вино в качестве лекарства. «Едва ли могущество богов равняется пользе, приносимой вином», - говаривал он своим ученикам.
      Вино применяли в качестве обезболивающего средства, для промывания ран, кожных язв, свищей; использовали для преодоления слабости, придания бодрости телу, в качестве мочегонного и согревающего, для повышения аппетита и улучшения пищеварения.
       Четыре тысячелетия назад в Китае вино пили и добавляли в пищу не только как приправу, но и использовали в качестве лекарства, дающего жизненные силы, а также согревающего желудок и предохраняющего от простуды.
        Виноградные вина и их производство заслуживают пристального внимания и понимания. Ведь виноделие – это сложнейший в то же время интереснейший процесс превращения солнечной энергии и питательных веществ почвы в виноград, затем – в вино.

Вино широко вошла в наш быт, но к сожалению, далеко не каждый из нас знает его многовековую историю, свойства, сортовые особенности и место каждого вина среди многообразных напитков и блюд. Далеко не каждый, увы, умеет пить вино так, как должно, чтобы получать от этого удовольствие.
     Знаменитый ученый энциклопедист Авиценна писал:
     Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
     Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство.
     Не причиняй себе излишеством вреда,
     Пей в меру — и продлится жизни царство...

    Человеку, понявшему всю тонкую прелесть  хорошего виноградного вина, водка представляется отупляющим напитком. Как гласит мудрость Гиппократа: «Вино удивительно приспособлено к организму человека, как здорового, так и больного».
     В настоящее время, к сожалению, на многих предприятиях бочки и буты все больше рассматривают не как важный  технологический фактор в создании выдержанного вина, а скорее как тару, трудоемкую в эксплуатации.
     Возрождение качественного виноделия невозможно без возобновления производства дубовых винных бочек  различной вместимости из отборной древесины по технологии, включающей колку, высушивание и созревание клепки, а так же обжиг готовых бочек деревянных.

     Многие люди, порой не замечают разницы между бочкой и кадкой, и чаще бочкой  называем дубовую кадку. О деревенских деревянных кадках имеем и вовсе смутное представление, ибо привыкли квасить капусту в стеклянных банках, эмалированных кастрюлях и т.д. О кубельчиках и ушатах мы, разве что, читали в сказках.
      Само слово «кадь», образованное от древнегреческого «кадо» (кружка, ведро), дошло до нас в первозданном виде и означает крупную бондарную посуду, имеющую форму цилиндра или усеченного конуса. Позднее ее стали называть также кадиной, кадищей, а бондарную посуду  поменьше – кадкой, кадушкой, кадцой, кадулей.

      В торговом деле кадки, имевшие установленные размеры, служили мерами емкости сыпучих продуктов. Самой крупной мерой была кадь, за ней следовали: четверть, пудовка, гарнец – кадушки, емкость которых уменьшалась в определенных пропорциях. Но все же основное назначение деревянной кадки – заготовка впрок всевозможных солений, квашений и мочений.
     До сих пор ей нет достойной замены. А если еще и древесина бондарем подобрана со знанием дела, то такой кадке деревянной нет цены. Особое отношение у хозяек к дубовым кадкам. Любые соления одинаково хорошо чувствуют себя в кадушке дубовой. В ней можно солить помидоры, арбузы, огурцы, рыбу, мясо и сало, квасить капусту и мочить яблоки. Дубовая древесина содержит особые консервирующие вещества, которые убивают гнилостные микробы. Мало того, в дубовых кадках как бы заранее заложены всевозможные специи, придающие солениям приятных привкус и своеобразных аромат. Правда, за зиму кадка дубовая  выдыхается и, чтобы восстановить частично утраченные свойства, ее обязательно выпаривают с дубовым веником.
     Пропарка кадки – это гигиеническое мероприятие, способствующее обеззараживанию и ароматизации древесины. Не только старая, но и новая кадушка деревянная должна обязательно принять баню с жарким паром и дубовым, можжевеловым или березовым веником. Возникает вопрос: как сделать, чтобы вода в деревянной кадке кипела, ведь на огонь ее не поставишь? Еще в древности эту проблему решали довольно просто. Кадку  или бочку деревянную заливали примерно на одну треть водой, доведенной до кипения в металлической посуде на костре. на том же костре раскаляли увесистые камни (чаще всего это были песчаники), которые бросали в бондарную посуду с горячей водой. Вода закипала, образуя густые клубы пара. Этот способ разогрева воды в кадках и бочках  применяется и по сей день. При пропарке вместе с раскаленными камнями  в кадку для солений кладут дубовый, березовый или можжевеловый веник. Сверху, чтобы из нее не выходил пар, кадку для засолки  накрывают деревянной крышкой, а затем старым одеялом или телогрейкой. Через несколько минут, когда образование пара пойдет на убыль, кадушку раскрывают, периодически обдавая горячей водой, и хлещут распаренные клепки душистым веником. Разбухшая древесина жадно вбирает в себя целительный аромат вместе с полезными веществами, содержащимися в листьях и хвое. Чтобы клепки сохранили свежесть и аромат, воду из кадки выливают, пока она еще не остыла. Как только пропаренная кадка  слегка обсохнет, в нее сразу же загружают заранее приготовленные овощи, ягоды, грибы и другие продукты вместе с различными специями.
Страницы: 1
Читают тему
Товар добавлен в корзину

Стоимость: 6000 руб

В корзине 1 товар

На сумму: 6000 руб

Оформить заказ